Локомотивом, способным вытянуть отрасль из трясины стагнации, в министерстве считают производство продукции высоких переделов.
Значительным сдерживающим фактором развития черной металлургии МЭР называет опережающий рост издержек производства, в первую очередь из-за роста цен и тарифов естественных монополий, что привело к снижению прибыли и рентабельности.
Конкуренция на мировом рынке будет обостряться, так как в настоящий момент совокупный избыток мировых мощностей превышает 500 млн тонн, причем в 2013 году планируется ввести в эксплуатацию еще несколько крупных предприятий.
Растет присутствие зарубежных представителей на отечественном рынке. Так, импорт готового проката черных металлов в РФ в первом полугодии 2013 года в тоннаже увеличился на 8,3% и составил 3,1 млн тонн за счет роста импортных поставок сортового проката на 41,5%. Доля импортного металла во внутреннем потреблении (без учета складских запасов) в январе–июне составила 16,4%.
Минэкономразвития отмечает в качестве причины снижения спроса завершение периода бурного посткризисного восстановления секторов-потребителей, которое поддерживало металлургию в 2010-2011 годах.
В 2013 году локомотивом российской металлургии стало развитие внутреннего потребления стальных труб, в большей степени за счет роста спроса на трубы большого диаметра. При этом внутренний спрос на готовый прокат ожидается ниже уровня предыдущего года, но грядущее сокращение инвестиционных программ не может не сказаться на объемах производства металлургической продукции.
В целом по итогам первого полугодия 2013 года спад объемов металлургического производства в РФ составил 0,7%, производства готовых изделий – 1,3% к январю–июню прошлого года.