Недавняя проверка Следственного комитета дала напомнить о новейшем инновационном проекте России - «Сколково». Очередная шумиха коснулась Алексея Бельтюкова (вице-президента фонда «Сколково»), ему было предъявлено обвинение в «отмывании» денег.
Это не первый случай тщательного расследования финансовых расходов фонда. В 2012 году на Кирилла Луговцева (директора департамента финансового фонда) было заведено уголовное дело по факту хищения бюджетных средств. Сумму, испарившихся денежных средств, государство оценило в 24 млн. рублей.
Но позитивных новостей в СМИ про Сколково не много. Может просто молчат?! Мне стало интересно; и я решил разобраться, что же творится в наукограде с «нуля».
Поискав в интернете, я сразу же наткнулся на новость, что корпорация «Boeing» готова создать в Сколково центр обучения и повышения квалификации пилотов. Сумма, которую американская корпорация готова инвестировать в проект, составит около 10 млн. долларов. Россия от совместного сотрудничества выиграет однозначно: в РФ дефицит пилотов составляет более 1000 человек.
Сколково активно развивается: огромное количество «стартапов», новых технологий были изобретены в стенах фонда, разыграны гранты. Но есть ли в этих научных успехах коммерческий смысл для России? Есть, но в малом количестве.
Идеи есть, а инвестировать и внедрять не хотят. Причина этого парадокса лежит в особом российском менталитете и рыночных отношениях внутри и вне страны.
Российские предприниматели на данный момент предпочитают экстенсивный способ
Российские предприниматели на данный момент предпочитают экстенсивный способ развития и захват наибольшего количества ресурсов. Также они мало осведомлены в сфере инноваций.
Но причина неудач лежит и в разработках фонда: они напоминают мелкие научные открытия, которые не адаптированы под рыночные условия России .
Итог:
- Компании при Сколково за 2012 год заработали от продаж технологий около 400 млн. рублей;
- Число компаний в фонде растет (общее число составило 750 организаций за 2012);
Значит проект "Сколково" не столь уж плох, как кажется на первый взгляд, и внешний "застой" при более внимательном рассмотрении оказывается своеобразным выходом на взлетную полосу сложноорганизованного проекта. Что ж, будем ждать от него смелых действий и продуктивных решений.